SRC ''Valaam''
valaam.org.ru
St. Petersburg Society of Naturalists
Scientific Research Centre ''Valaam''
SRC ''Valaam''Contact informationSite map

    ru   

   en   

About the Centre

Valaam Archipelago

News

Programs

Scientific products

Partners


Contacts



Site map



Valaam Archipelago

Valaam ArchipelagoThe Valaam Archipelago is said to be the pearl of the Russian North. Located in the deep-water part of Lake Ladoga, the largest European lake, the Archipelago is a unique natural and cultural phenomenon. "History, nature and art are three powerful educational forces in our society. At Valaam they are joined together with an exceptional strength...", said academician Dmitry Likhachev.

Location

The Valaam Archipelago is situated in the northern part of Lake Ladoga, the largest inland water body in Europe. The total area of the lake is 18 329 km². The Valaam Archipelago is situated 30 km off the nearest shore. It comprises over 50 islands, with the total area of 36 km². The largest island of the Archipelago is Valaam Island (27.8 km²); closely adjoining it are Skitskii Island, Predtechenskii Island and Emelyanovskii Island; the rest of the islands are small. The indented coastline of the Archipelago, with its numerous straits, channels and bays, singles it out of the other islands on the Ladoga, partly explaining its exceptional appeal to visitors. The water area of the Archipelago is almost free from the influence of the rivers flowing into the Ladoga, and can thus be considered as a reference area for the central part of this lake.

Climate

The climate of the Valaam Archipelago is greatly influenced by Lake Ladoga. This is expressed in the levelling of the daily and the seasonal air temperature charts as compared to the neighbouring areas on the mainland, in a longer frost-free period and in frequent fogs. The climate of the islands is in fact close to the temperate continental one, with a cool summer and a relatively warm winter. The average annual air temperature is +3.6°. According to the average-annual long-term data, the coldest month is February (-8,6°), and the warmest one, July (+16,7°). The average relative humidity (81-83%)is the highest in Karelia. Strong winds are common. In some years, the number of days with the wind speed exceeding 15 m/s reaches 40-50.

Geological origin

The Valaam Archipelago has a tectonic origin. Its formation was associated with the rise of a block of a large intrusive body, which was part of the crystalline basement of the Ladoga basin. The width of the intrusion is about 30 km, its length, about 100 km, and its thickness, 100-120 m. The intrusion stretches latitudinally from Priozersk in the West to Salmi Village in the East. The outcrops of massive-crystalline bedrocks (ferro-gabbro-diabases, gabbro-diabases and valaamites) are uniquely large for the North-West Russia.

Relief

The tectonic origin of the islands is expressed in their relief. Solitary rocky ridges and abruptly raising massifs are divided with depressions (hollows, bays and lakes) associated with tectonic fractures. The latter gave the north-western coast of the Archipelago its fanciful appearance and separated Skitskii Island from Valaam by Sisyarvi Lake and the Monastyrskaya Bay.

Quaternary sediments

The bedrock is overlain by quaternary sediments of varying thickness and mixed lithological composition. They consist of moraine, lacustrine-glacial, lacustrine, deluvial and peatbog sediments. Altogether, about 400 types of landscape facies have been described at the Archipelago.

Soils

A considerable geomorphological diversity is reflected in the high diversity of the soils. The soil cover of the islands is represented by natural and anthropogenically transformed soils. Altogether, 14 soil types have been recorded at Valaam, the most broadly distributed ones being primitive, podzol, podzol-bog and turfy-gley bog soils, as well as ferro-metamorphic soils formed at outcrops of various magmatic rocks. Soils of the latter type are very common at the Archipelago. They are acidic, have a thickness of 40-60 cm, contain much stone debris and are well provided with nutritive elements.

Flora

Diverse microlandscapes and naturally fertile soils are the basis of the islands' rich flora, which comprises over 500 vascular plants, 45% of the total number of species recorded in Karelia. The flora is dominated by forest and grassland species (150 species in each of these two categories). Rocky, coastal, aquatic and bog plants are represented by 30-40 species in each category; there are also about 60 species of weeds. Sixty-four species are listed in the Red Data Books of Russia and Karelia. Natural characteristics of the Archipelago allowed the introduction of many trees and shrubs (54 species), and the introduced species have become an integral part of the landscape. Many of them, such as larch (Larix sibirica), fir (Abies sibirica) and oak (Quercus robur), reproduce well and occupy large areas.

The vegetation cover of Valaam is dominated by middle-taiga forests, with considerable participation of nemoral elements: maple (Acer platanoides), linden (Tilia cordata), elm (Ulmus glabra) as well as many herbaceous plants. The most common forests at Valaam are pine and spruce forests of various types. Forest ecosystems occupy about 80% of the Archipelago. The average age of the tree stand is about 130 years, the maximal age, 350 years. The features mentioned above are characteristic of virgin taiga forests, very few of which have preserved in Karelia.

Fauna

The ornithofauna of the Valaam Archipelago is very interesting. The 220 species registered there constitute 90% of the species recorded in the South of Karelia. Seventy-five of these birds nest on the Archipelago. Birds associated with closed forest landscape are the most common (over 60% of the total number of nesting birds). Also numerous are the birds associated with water. The Valaam Archipelago is the stop-over site for many migratory wetland birds and waterfowl. Throughout the summer one can spot near the islands back-throated diver (Gavia arctica), brant goose (Branta bernicla) and marine ducks such as scaup (Aythya marila), common scoter (Melanitta nigra), velvet scoter (Melanitta fusca), long-tailed duck (Clangula hyemalis) and eider (Somateria mollissima). Some ducks, including eider, nest on the Archipelago every year. On small islands there are large colonies of herring gull (Larus argentatus), common gull (Larus canus), lesser black-backed gull (Larus fuscus), common tern (Sterna hirundo) and Caspian tern (Sterna caspia). The colonies of the latter species are the only ones in Karelia.

The Valaam fauna of amphibians (3 species), reptiles (3 species) and mammals (25 species) is, unsurprisingly, much poorer than on the mainland. Rodents are the best represented order of mammals, the most common species being bank vole (Clethrionomus glareolus), water vole (Arvicola terrestris), red squirrel (Sciurus vulgaris) and muskrat (Ondatra zibethicus). The lagomorphs, the insectivores and the cloven-hoofed animals are each represented by one species, respectively: mountain hare (Lepus timidus), common shrew (Sorex araneus) and elk (Alces alces). Out of the predators, fox (Vulpes vulpes) and stoat (Mustela erminea) are resident; marten (Martes martes) and weasel (Mustela nivalis) may be present. The most common bats are northern bat (Eptesicus nilssoni), Daubenton's bat (Myotis daubentoni) and long-eared bat (Plecotus auritus). The presence of noctule bat (Nyctalus noctula) and mouse-eared bat (Myotis dasycneme) at Valaam is conjectured but remains unconfirmed.

Throughout the open water period, the islands of the Archipelago attract the Ladoga ringed seals, which use the coast or small stony islets near it for summer relaxation haul-outs. The number of seals at a haul-out may reach 300-330. Since the seals haul out close to the shore, it is relatively easy to observe their behaviour and daily activities. The islands of the Valaam Archipelago are one of the main haul-out areas of the ringed seal on the Ladoga. A considerable part of the whole population may haul out there at the same time.

Aquatic system

The aquatic system of the Archipelago comprises its Ladoga coast, including shallow areas and bays, two large lakes connected with each other and with the Ladoga, and 9 small isolated lakes. Sisyarvi, the largest lake (80.5 ha), has a complex elongated shape with several lobes. Its shores are mostly raised and in some places are formed by precipitous rocks. Shallow areas are scarce; when present, they mostly have rocky bottoms or sandy-stony, rarely sandy, sediments. For this reason, the lake is not too overgrown and is rather monotonous in character. Lake Leshchevoe, the second largest lake (23.8 ha), is situated in the southern part of Valaam; it is connected with channels with Sisyarvi and Ladoga. The lake is abundantly overgrown. Its shores are mostly sloping and in some places boggy; there are rocky stretches in the eastern part.

The forest lakes are small (0.3-3.0 ha), with dark brown water and sludgy bottom. Some of the lakes are being bogged. Most of the small lakes are connected with the Ladoga by channels, which dry in summer; the water level in the lakes is about 3 m higher than that in the Ladoga. As compared with Karelian lakes on the mainland, the lakes of Valaam Island have a higher mineralisation, an increased content of organic matter and a higher content of iron.

Hydrobiological characteristics

The phytoplankton of the Valaam aquatic system was shown to contain 343 algal taxa below the generic level, belonging to 9 phyla. Aquatic invertebrates represent zooplankton (98 species), macrobenthos (80 species) and meiobenthos (180 species). Ichtyofauna comprises 27 species. Over 70 macrophytes were noted in the small forest lakes. In all the lakes, water arum (Calla palustris) and marsh cinquefoil (Comarum palustre) can be found at the water edge. Yellow water lily (Nuphar luteum) dominates in most lakes, with the littoral areas overgrown with this plant varying from 1 to 68%.

Anthropogenic impact

The modern appearance of the Valaam landscape is the result of a long history of human assimilation of this unique area. The greatest impact was made by the activities of the orthodox Transfiguration Monastery in the 18-19th centuries. The monks made improvement felling, built roads, dug canals, introduced plants. Considerable forest areas were felled in 1919-1940, when Valaam was on the Finnish territory and a large garrison was present there; however, the clearings were immediately replanted by "Finnish" pines. The upsurge of recreation in the last four decades influenced the forest vegetation and soils. In 1989 the Valaam Monastery resumed its activity. Since that time, most of the sketes (monk hermitages) were reconstructed; an economy and a fleet were created. At present, sewage disposal plants are being tested in the main monastery complex and at Voskresenskii Skete. The recreation load put by pilgrims and tourists upon the ecosystems of the Archipelago should be assessed and, if necessary, curtailed. The state of the landfill on the island leaves much to be desired, and the lack of organised garbage collection and recovery causes concern. "Valaam Archipelago" nature park, founded in 1999, is actively involved in the solution of the environmental problems of the area.

  © SRC "Valaam" of SPSN, 2009-2017, unless otherwise indicated.

НИЦ ''Валаам''
valaam.org.ru
Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Научно-исследовательский центр ''Валаам''
НИЦ ''Валаам''Контактная информацияКарта сайта

    ru   

   en   

О Центре

О Валааме

Новости

Программы

Научная продукция

Партнеры


Контакты



Карта сайта



Валаам и Валаамский архипелаг

ВалаамВалаамский архипелаг по праву считается жемчужиной русского Севера. Эта островная экосистема, расположенная в глубоководной части крупнейшего озера Европы, - уникальный природный объект. Академик Д.С. Лихачев писал: "История, природа и искусство - три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью..."

Местоположение

Архипелаг расположен в северной части Ладоги, самого крупного внутреннего водоема Европы. Общая площадь Ладожского озера с островами составляет 18 329 км². Валаамский архипелаг находится на расстоянии около 30 км от ближайшего берега. Его площадь - 36 км², он состоит более чем из 50 островов. Самый крупный из них - остров Валаам (27,8 км²), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Береговая линия Валаама изрезана многочисленными проливами, каналами и заливами, что придает ему особую привлекательность, выделяя его из множества других ладожских островов. Акватория архипелага в связи со структурой течений озера в наименьшей степени подвержена влиянию вод притоков и может рассматриваться как эталонная для центральной части Ладоги.

Климат

Ладожское озеро оказывает существенное влияние на климатические особенности Валаамского архипелага. Это выражается в сглаживании суточного и сезонного хода температуры воздуха по сравнению с соседними материковыми районами, в увеличении безморозного периода, частом образовании туманов. Поэтому климат островов близок к умеренно-континентальному, с прохладным летом и сравнительно теплой зимой. Среднегодовая температура воздуха составляет +3,6°С. По среднемноголетним данным февраль - наиболее холодный месяц года (-8,6°С), июль - наиболее теплый (+16,7°С). Средняя относительная влажность воздуха (81-83%) - самая высокая в Карелии. Обычными являются сильные ветры. Число дней с сильным ветром (скорость выше 15 м/с) в отдельные годы достигает 40-50.

Геологическое происхождение

Валаамские острова - тектонического происхождения. Их образование связано с поднятием одного из блоков крупного интрузивного тела, являющегося частью кристаллического фундамента Ладожской котловины. Ширина интрузии составляет около 30 км, протяженность 100 км, мощность 100-120 м. Она протягивается в широтном направлении от г. Приозерска на западе до поселка Салми на востоке. На Северо-западе России, кроме Валаама, не существует другой столь обширной области выхода на поверхность массивно-кристаллических пород основного типа (ферро-габбро-диабазов, габбро-диабазов, вааламитов).

Рельеф

Тектоническое происхождение островов проявляется в характере рельефа - скалистые отдельные гряды и крутые приподнятые массивы расчленены между собой системой депрессий (лощин, заливов, озер), приуроченных к тектоническим разломам, трещинам, преимущественно северо-западного направления. Разломы причудливо изрезали северо-западное побережье архипелага, образовали многочисленные заливы, отделили остров Скитский от острова Валаам внутренним озером Сисяярви и Монастырской бухтой.

Четвертичные отложения

На коренном фундаменте залегают четвертичные отложения непостоянной мощности и пестрого литологического состава. Они состоят из моренных, озерно-ледниковых, озерных, делювиальных и торфянно-болотных отложений. Всего на архипелаге выделено около 400 типов ландшафтных фаций.

Почвы

Значительное геоморфологическое разнообразие приводит и к большому разнообразию почвенного покрова. Почвенный покров острова формируют природные и антропогенно-преобразованные почвы. На Валааме выделяют 14 типов почв, среди них наиболее распространены следующие: примитивные, подзолистые, подзолисто-болотные, дерново-глеевые болотные и сформированные на выходах разновидностей магматических пород (типы ржавоземов грубогумусовых и органо-ржавоземов). Последние два типа широко распространены на Валаамском архипелаге. Эти почвы относятся к отделу железисто-метаморфических почв (согласно классификации 2004 года). Они маломощны (40-60 см), высокощебнисты, обеспечены элементами питания растений, имеют кислую реакцию, хорошо пропитаны гумусом.

Флора

С разнообразием микроландшафтов и высоким естественным плодородием почвы связано богатство флоры островов - более 500 видов сосудистых растений. Это составляет 45% от общего числа видов, отмеченных для республики Карелия. Во флоре островов преобладают лесные и луговые виды (по 150). Скальных, прибрежно-водных, водных и болотных видов также примерно одинаковое количество - по 30-40; сорных - около 60. В Красные книги Российской Федерации и Карелии включены 64 вида растений. Природные особенности архипелага сделали возможной интродукцию многих древесных и кустарниковых форм (54 вида). Посадки интродуцентов стали неотъемлемой частью ландшафта, многие из них хорошо естественно воспроизводятся, имеют значительные площади распространения. К таким видам относятся лиственница сибирская, пихта сибирская, дуб черешчатый.

В растительном покрове Валаама преобладают среднетаежные леса, в которых значительно участие неморальных элементов - клена остролистного, липы мелколистной, вяза шершавого и многих видов травянистых растений. Преобладающими типами леса на Валааме являются сосняки (черничный скальный, вересковый, черничный, брусничный) и ельники (черничный, кисличный, черничный скальный, черничный влажный). Лесными экосистемами занято 80% территории архипелага; средний возраст древостоя около 130 лет, максимальный - 350 лет. Описанные признаки свойственны девственным таежным лесам, которых в Карелии сохранилось очень мало.

Фауна

Большой интерес представляет орнитофауна Валаамского архипелага, здесь зафиксировано 220 видов птиц, что составляет 90% от числа видов, указанных для Южной Карелии. 75 видов птиц постоянно гнездятся на Валаамских островах. Наиболее полно представлены виды закрытого лесного ландшафта (более 60% от общего числа гнездящихся птиц). Также многочисленны птицы, связанные с водоемами. Валаамский архипелаг - место миграционных остановок многих видов водных и околоводных птиц. Вблизи островов архипелага практически в течение всего лета встречаются чернозобые гагары, черная казарка, морские виды уток, в том числе морская чернеть, синьга, турпан, морянка, обыкновенная гага. Некоторые виды уток, в том числе гага, ежегодно гнездятся на архипелаге. На небольших островах и лудах расположены крупные колонии серебристой и сизой чайки, клуши, речной крачки и чегравы. Колонии последнего вида вероятно единственные в Карелии.

Фауна амфибий, рептилий и млекопитающих Валаама, в связи с его островным положением, значительно беднее материковой. В настоящее время она включает: 3 вида амфибий, 3 вида рептилий и 25 видов млекопитающих. Широко представлен отряд Грызунов, наиболее часто встречаются рыжая и водная полевки, обыкновенная белка и ондатра. Заяц беляк (Зайцеобразные), обыкновенная бурозубка (Насекомоядные), лось (Парнокопытные) единственные представители своих отрядов. Из хищных животных на Валааме постоянно обитают лисица и горностай, предполагается также наличие лесной куницы и ласки. Северный кожанок, водяная ночница и бурый ушан - основные представители отряда Рукокрылых. Вопрос о наличии рыжей вечерницы и прудовой ночницы пока остается открытым.

На островах архипелага на протяжении всего периода открытой воды наблюдаются летние релаксационные залежки ладожской кольчатой нерпы - подвида, занесенного в Красную книгу России и Карелии. Численность этих представителей отряда Ластоногих на одной залежке может достигать 300-330 особей. Тюлени залегают на побережье островов или лудах вблизи них, что делает возможным проведение наблюдений за их поведением и суточной активностью. Острова Валаамского архипелага, безусловно, являются одним из основных районов Ладожского озера, где ладожская кольчатая нерпа образует летние залежки, причем одновременно на местах залегания, по-видимому, может находиться значительная часть популяции.

Водная система

Водная система архипелага включает его ладожское побережье, в том числе мелководные участки и бухты, два значительных по площади озера, связанных с Ладожским озером и между собой, а также 9 небольших изолированных озер, расположенных в изрезанных понижениях. Самое крупное озеро системы - оз. Сисяярви (80,5 га) имеет сложную удлиненно-вытянутую форму с лопастным расчленением. Его берега, в основном, возвышенные, во многих местах образованы отвесными скалами. Донные отложения в пределах незначительной части мелководий представлены в основном скалистыми, песчано-каменистыми, реже песчаными грунтами. Степень зарастания водоема вследствие перечисленных причин незначительна, характер его довольно однообразный. Озеро Лещевое, второй по площади внутренний водоем (23,8 га), располагается в южной части острова и соединяется протоками с озерами Сисяярви и Ладожским. Степень зарастания озера высокая. Берега, по большей части, пологие, в восточной части - скалистые, встречаются заболоченные участки.

Малые лесные озера - небольшие по площади водоемы (0,3-3,0 га), с темной, коричневого цвета водой, илистым дном. В некоторых озерах наблюдаются завалы бревен, в иловых отложениях отмечены интенсивные процессы гниения, а в ряде озер - заболачивание. Большинство озер связаны с Ладогой пересыхающими летом канавами; уровень воды в них примерно на три метра выше, чем в Ладожском озере. Большинство озер относятся к нейтральному мезополигумозному мезо- или мезополижелезистому типам. В ходе сопоставления с озерами материковой Карелии было установлено, что озера о. Валаам отличаются высокой минерализацией, повышенным содержанием органического вещества и высоким содержанием железа.

Гидробиологическая характеристика

В составе фитопланктона водной системы обнаружено 343 таксона водорослей рангом ниже рода, относящихся к 9 отделам. Водные беспозвоночные внутренних озер и Ладожской акватории архипелага: зоопланктон - 98 видов, макробентос - 80, мейобентос - 180 видов. Ихтиофауна включает 27 видов рыб и рыбообразных. В составе макрофитов малых лесных озер отмечено более 70 видов. На урезе воды во всех озерах встречаются белокрыльник и сабельник болотный. В большинстве водоемов доминирует кубышка желтая, площади зарастания литорали этим видом в каждом водоеме различны и варьируют от 1% до 68%.

Антропогенное воздействие

Современный облик ландшафтов архипелага связан с историей освоения человеком этой уникальной территории. Прежде всего, с активной деятельностью православного мужского Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в 18-19 веках. Это рубки ухода, прокладка дорог и каналов, посадки интродуцентов. Значительные площади лесов были вырублены в период с 1919 по 1940 годы; в это время Валаам был территорией Финляндии. Здесь располагался крупный военный гарнизон. Однако на месте вырубок сразу же были посажены "финские" культуры сосны. В последние четыре десятилетия идет интенсивное освоение Валаама в рекреационных целях, что также в основном отразилось на лесной растительности и почвах. С 1989 г. Валаамский монастырь возобновил свою деятельность. За это время восстановлено большинство скитов, создана хозяйственная база, флот. В настоящее время происходит отладка работы очистных сооружений в усадьбе монастыря и на Воскресенском скиту. Однако по-прежнему существует необходимость расчета и ограничения рекреационной нагрузки на экосистемы архипелага, связанной с православным паломничеством и туризмом. Вызывает озабоченность состояние островной помойки, а также отсутствие концепции сбора и утилизации твердых бытовых отходов на острове. Природный парк "Валаамский архипелаг", созданный в 1999 г., принимает активное участие в решении многих экологических проблем этой Уникальной Территории.

  © НИЦ "Валаам" СПбОЕ, 2009-2017, если не указано иное.