SRC ''Valaam''
valaam.org.ru
St. Petersburg Society of Naturalists
Scientific Research Centre ''Valaam''
SRC ''Valaam''Contact informationSite map

    ru   

   en   

About the Centre

Valaam Archipelago

News

Programs

Scientific products

Partners


Contacts



Site map



Field practice in ecology for the students of the Faculty of Ecology and Physics of the Natural Environment (RSHU)

The field practice is held at the Valaam Archipelago since 1998.

The aims of the field practice are to help the students to assimilate theoretical knowledge obtained during courses in ecology and nature management and to acquire field research skills. The practice focuses on aquatic ecosystems.

The main tasks of the practice are:

  • to familiarize the students with the limnogenesis types of Karelian water bodies, using as an example the water system of the Valaam Archipelago;
  • to present to the students the range of natural fluctuations of the limnological parameters within which the normal regime of ecosystem functioning is maintained, using as an example lakes with various degrees of acidification and humification;
  • to demonstrate the connection between the main limnological parameters on the basis of the field materials collected;
  • to inculcate the idea about the lake being a important component of the landscape;
  • to teach the students how to perform ecological certification of water bodies;
  • to cultivate in the students the skills of planning and organisation of field research.

The programme of the practice consists of the following sections: lectures, complex field ecological investigations and laboratory work.

Field investigations comprise the study of morphometric parameters, thermal regime, basic hydrochemical and hydrophysical parameters at 15-25 aquatic stations, the study of phytoplankton, zooplankton, macrophytes, macrozoobenthos and the primary production of plankton at the selected stations. Geobotanical descriptions and studies of microclimate are made in catchment areas.

The results of this work are organised as a scientific report. The report's conclusion contains the assessment of the state of the objects investigated and the proposals for improvement of the environmental situation at the island.

Over the years of the field practice, nine small lakes at Valaam, six bays of Lake Sisyayarvi and four bays at the Ladoga coast of the Archipelago were studied.

A short history of the field practice

For the first three years of its existence, the field practice was conducted on the basis of the hydrometeorological station "Valaam", with active participation of the members of the St. Petersburg Naturalists' Society (SPNS). Later, the practice was transferred to the field base of the SCR "Valaam" of SPNS. At that time, two field laboratories were built and equipped as temporary structures for work in the warm season.

In 2003 the Russian State Hydrometeorological University launched the process of making agreements necessary for the construction of a separate laboratory building for the students' practice and the scientific research. The construction started in the autumn of 2005 but was soon interrupted because of the need for further agreements and the registration of the lease of the forest fund land plot. The work was resumed after a lapse of one year. In the July of 2008, the building was partly put in operation. In the same year, the Educational-Scientific Station of the RSHU was founded.

The Station is an inter-faculty division, attached to the Department of Applied Ecology. The main tasks of the Station are:

  • the organisation of field practice of the University students;
  • the organisation of material collection for students' papers, Master theses and PhD theses;
  • the monitoring of the coastal zone and the small forest lakes of the Valaam Archipelago for the purpose of supplying material for courses in natural sciences;
  • organisation of research of students and post-graduate students;
  • scientific research at the Valaam Archipelago, Lake Ladoga and the northern Ladoga region with participation of students and post-graduate students.

Permanent supervisors of the field practice are Anastasia B. Stepanova (Candidate of Biological Sciences, associate professor of the Department of Applied Ecology of the RSHU) and Ekaterina Yu. Voyakina (Candidate of Biological Sciences, senior researcher of the department of eco-chemical investigations of the St. Petersburg Ecological Safety Centre of the Russian Academy of Sciences). A considerable contribution to the organisation of the practice was made by the members of the Department of Applied Ecology: professor V.A. Shelutko (Doctor of Geographical Sciences, Head of the Department), V.G. Gutnichenko (Candidate of Technical Sciences, associate professor), A.V. Babin (junior staff member) and N.V. Zueva (Candidate of Geographical Sciences, junior staff member).

  © SRC "Valaam" of SPSN, 2009-2017, unless otherwise indicated.

НИЦ ''Валаам''
valaam.org.ru
Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Научно-исследовательский центр ''Валаам''
НИЦ ''Валаам''Контактная информацияКарта сайта

    ru   

   en   

О Центре

О Валааме

Новости

Программы

Научная продукция

Партнеры


Контакты



Карта сайта



Учебно-производственная практика по экологии студентов Факультета экологии и физики природной среды РГГМУ

Практика проводится на Валаамском архипелаге с 1998 г.

Целями производственной практики являются закрепление теоретических знаний по направлению "Экология и природопользование" и приобретение практических навыков в области полевых исследований. В ходе проведения практики основное внимание уделяется водным экосистемам.

Основные задачи практики:

  • дать представление о типах лимногенеза водоемов Карелии на примере водной системы Валаамского архипелага;
  • дать представление о диапазоне естественных колебаний лимнологических показателей в водоемах, сохраняющих фоновый режим функционирования, на примере озер с различной степенью закисления и гумификации;
  • продемонстрировать взаимосвязь основных лимнологических параметров на основе собранных экспедиционных материалов;
  • создать представление об озере как важной составной части ландшафта;
  • дать навыки экологической паспортизации водных объектов;
  • сформировать навыки планирования и организации полевых исследований.

Программа практики состоит из следующих разделов: лекционные занятия, комплексные полевые экологические исследования и камеральные работы.

Полевые работы включают в себя изучение морфометрических параметров, температурного режима, базовых гидрохимических и гидрофизических параметров на 15-25 станциях на акватории, а так же фито- и зоопланктона, макрофитов и макрозообентоса, первичной продукции планктона на выбранных станциях. На водосборных площадях проводятся геоботанические описания и исследования микроклимата.

По результатам работы готовится научный отчет, в заключении к которому даются оценка состояния исследованных объектов и предложения по улучшению экологической обстановки на острове.

За годы проведения практики проведено изучения девяти малых озер острова, шести заливов оз. Сисяярви и четырех заливов прибрежной зоны Ладожского озера в районе архипелага.

Немного истории

Первые три года практика проводилась на базе гидрометеорологической станции "Валаам" при активном участии сотрудников Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (СПбОЕ). В дальнейшем для проведения практики использовалась полевая база Научно-исследовательского центра "Валаам" СПбОЕ. В этот период были построены и оборудованы две полевые лаборатории, как временные сооружения для работы в теплый период года.

В 2003 г. Российский государственный гидрометеорологический университет начал процесс согласования возможности строительства отдельного лабораторного корпуса для проведения студенческих практик и научной работы. Осенью 2005 г. началось строительство, которое было прервано для дальнейших согласований и оформления аренды участка лесного фонда, оно было возобновлено только через год. В июне 2008 г. здание было частично введено в эксплуатацию, в этом же году было создано структурное подразделение Университета - Учебно-научная станция РГГМУ.

Станция - межфакультетское подразделение, она осуществляет свою работу при кафедре "Прикладная экология". Основными задачами Станции является организационное обеспечение:

  • практик студентов Университета;
  • работ по сбору материалов для выполнения курсовых и квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций;
  • мониторинга прибрежной зоны и малых лесных озер Валаамского архипелага для обеспечения учебного процесса по дисциплинам естественнонаучных специальностей;
  • организации научной работы студентов и аспирантов;
  • научных исследований Валаамского архипелага, Ладожского озера и северного Приладожья с участием студентов и аспирантов.

Постоянные руководители практики - к.б.н., доцент кафедры прикладной экологии РГГМУ А.Б. Степанова, к.б.н., с.н.с. отдела экологохимических исследований СПб Центра экологической безопасности РАН Е.Ю. Воякина. Кроме того, значителен вклад в организацию практики сотрудников кафедры прикладной экологии - заведующего, д.г.н., профессора В.А. Шелутко, доцента, к.т.н. В.Г. Гутниченко, ассистента А.В. Бабина, ассистента, к.г.н., Н.В. Зуевой.

  © НИЦ "Валаам" СПбОЕ, 2009-2017, если не указано иное.